Вопросы и ответы

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21 февраля 2022 г. № 225 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» должности работников образовательных организаций делятся на руководящие и педагогические. Заместитель директора по воспитательной работе относится к категории руководящих должностей.

Действие статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» распространяется только на педагогических работников и устанавливает для них перечень документации. Конкретные документы, ведение которых должны осуществлять руководящие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, законодательством об образовании не установлены.

Исходя из этого следует, что должностные обязанности и перечень документов заместителя директора по воспитательной работе определяются трудовым договором, должностной инструкцией с учетом функциональных обязанностей, возложенных руководителем образовательной организации.

При этом согласно трудовому законодательству работник имеет право обсуждать с работодателем вопросы о работе организации, вносить предложения по ее совершенствованию, в том числе по перечню подготавливаемых документов (статья 53 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 23Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Также установлено, что образовательные организации, вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности, для дошкольных образовательных организаций это дополнительные общеразвивающие программы.

Кружок - традиционная форма добровольного объединения детей в системе дополнительногообразования, расширяющая и углубляющая предметные знания, приобщающая детей к разнообразным социокультурным видам деятельности и расширяющая коммуникативный опыт.

Образовательная деятельность по реализации образовательных программ, в том числе и дополнительных общеразвивающих программ, является лицензируемым видом деятельности. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1490 "О лицензировании образовательной деятельности", соответственно в лицензии должны быть указаны все образовательные программы, реализуемые дошкольной образовательной организацией.

Таким образом, дополнительное образование является действительно дополнительным только тогда, когда выполняется совокупность следующих требований к деятельности организации:

- образовательная организация имеет лицензию на осуществление дополнительных общеобразовательных программ;

- образовательной организацией разработана и утверждена локальным правовым актом дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа(комплекс основных характеристик образования, организационно-педагогических условий и пр.);

- обучающиеся в кружке (секции) по указанной программе дополнительного образования зачислены локальным правовым актом образовательной организации в качестве учащихся, осваивающих указанную программу дополнительного образования.

Вывод: организация в дошкольной образовательной организации кружковой деятельности в рамках дополнительного образования без лицензии на осуществление образовательной деятельности запрещена. В соответствии с частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗосуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Пункты 1-16 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309, устанавливают, что руководителями организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

- возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;

- возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;

- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;

- надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне и т.д.

Обязательные требования к обеспечению доступности объектов и предоставляемых услуг также установлены следующими нормативными правовыми актами:

Федеральный законот 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (пункт 1, пункты 3-8 абзаца 1, абзацы 2-4 статьи 15);

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (пункт 2 части 1 статьи 34, части 1, 3, 4, 11 статьи 79);

Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 (абзацы 37-44 подпункта "а" пункта 3);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденныйприказом Министерства просвещения Российской Федерации от31 июля 2020 г. №373 (раздел III);

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (пункт 3.2.7, подпункт 5 пункта 3.3.4, пункт  3.4.3).

Распространяется ли действие Федерального закона от 8 июня 2020 г. N 165- ФЗ "О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона № 273-ФЗ (Лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки" и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам.К занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем) на педагогов дошкольных образовательных организаций, в том числе ведущих кружки на платной основе?

Деятельность: ПУБЛИЧНЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ

Да, распространяется.

19 июня 2020 года вступили в силу изменения в статью 46 Федерального закона № 273-ФЗ (пописаны Президентом Российской Федерации 8 июня 2020 года), которые позволят принимать на работу в дошкольные образовательные организации на должности педагогических работников студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки" и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения. Министерством просвещения Российской Федерации разработан Порядок допуска лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, к занятию педагогической деятельностью по основным и дополнительным общеобразовательным программам.

Так же вступили в силу изменения в статью 108 Федерального закона № 273-ФЗ, согласно которым на педагогических работников, принятых на работу до 1 сентября 2013 года (дата вступления в действие Закона об образовании), признанных аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности, не распространяется требование части 1 статьи 46 о наличии среднего профессионального образования или высшего образования."То есть для педагогов, имеющих большой опыт работы и заслуги в области дошкольного образования, получение дипломов о наличии профильного образования стало не обязательным.

Формы, порядок, периодичность и сроки проведения промежуточной аттестации устанавливаются самостоятельно образовательной организацией в части, не урегулированной федеральным законодательством: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 273- ФЗ), приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", федеральными государственными образовательными стандартами.Формы проведения промежуточной аттестации определяются образовательная организация устанавливает учебным планом основной общеобразовательной программы, сроки – календарным учебным графиком основной общеобразовательной программы. Периодичность и порядок проведения - локальным нормативным актом.

Ответ: Да, возможно и не использовать конструктор рабочих программ.

Конструктор рабочих программ (https://edsoo.ru/constructor/) – это средство, онлайн-сервис, который призван помочь учителю составить рабочую программу учебного предмета.

При разработке рабочих программ учебных предметов педагоги вправе использовать как возможности онлайн-сервиса, так и могут воспользоваться примерной рабочей программойучебного предмета. Согласно части 7.2 статьи 12 Федерального закона № 273- ФЗ при разработке основной общеобразовательной программы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе предусмотреть применение при реализации соответствующей образовательной программы примерного учебного плана и (или) примерного календарного учебного графика, и (или) примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу. В этом случае такая учебно-методическая документация не разрабатывается.

Примерные рабочие программы учебных предметов, одобренные решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, расположены в государственной информационной системе Реестр примерных основных общеобразовательных программ (https://fgosreestr.ru/)

В обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО закреплено, что образовательная организация может формировать программы разного уровня и направленности с учетом потребностей и способностей школьников.

В ОО должна быть разработана образовательная программа, в которой планируемые результаты фиксируются на углубленном уровне. Соответственно рабочие программы должны обеспечить достижение планируемых результатов на углубленном уровне в объеме часов, предусмотренных учебным планом.

Если обучающиеся заканчивают обучение по образовательной программе, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, программа должна быть реализована в полном объеме.

Образовательными организациями должны использоваться учебники из федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ, и учебного пособия, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

С 1 января 2023 г. вступил в силу приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 623 «Об утверждении порядка признания лиц, переведенных на должности тренера-преподавателя и имеющих квалификационные категории тренеров, лицами, имеющими квалификационные категории педагогических работников». В  соответствии с приказом тренеры первой или второй квалификационной категории признаются имеющими первую квалификационную категорию педагогического работника; - тренеры высшей квалификационной категории со дня перевода на тренера-преподавателя признаются имеющими высшую квалификационную категорию педагогического работника. Таким образом,  при переходе тренера (с квалификационной категорией) на педагогическую должность дополнительно аттестацию в  целях установления квалификационной категории проводить не требуется, а также издания приказов образовательной организации