Практические вопросы внесения изменений в реестр лицензий в части реализации программ профессионального обучения
В соответствии с пунктом 17 статьи 2, частью 1 статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" лицензированию подлежит образовательная деятельность, то есть деятельность по реализации образовательных программ. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Не лицензируются разовые лекции и курсы, репетиторство самозанятыми гражданами, «платные услуги» - формулировка, которую зачастую можно услышать от руководителей ОО.
В настоящее время оказание государственных услуг осуществляется исключительно в электронном виде.
Теперь в действующем законодательстве о лицензировании применимы новые термины: выписка из реестра лицензий и внесение изменений (или сведений) в реестр лицензий, а такие формулировки как переоформление лицензии, дубликат лицензииили приложение к лицензии – утратили свою силу. И связано это именно с введением реестровой модели, по которой бланк бумажной лицензии теперь не выдается, а действует реестровая выписка, которая так же действует бессрочно.
Сегодня мы рассматриваем практическую сторону подачи заявления на внесение изменений в реестр лицензий посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) при намерении реализации основной программы профессионального обучения.
Подробно остановимся на особенностях и проблемных вопросах формирования заявления и заполнения Формы «Сведения о реализации образовательных программ».
Напомню, что к лицензионным требованиям, предъявляемым к лицензиату с намерением реализовывать программы профессионального обучения относятся следующие:
- наличие на законном основании зданий, строений, сооружений, помещений по заявленным к лицензированию программам;
- наличие материально-технического обеспечения к заявленным на лицензирование программам;
- наличие разработанных и утвержденных образовательных программ;
- наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам.
Документом, регламентирующим внесение изменений в реестр лицензий, является Положение о лицензировании образовательной деятельности. Особое внимание обращаем на внесенные с 1 января 2023 года изменения, которые коснулись формата предоставления документов, указанных в пунктах 10-16 Положения. Для участников сегодняшнейсессии актуальным будет являться пункт 15 Положения о лицензировании, связанный с осуществлением деятельности по новым образовательным программ.
В соответствии с частью 1.2 статьи 18 Федерального закона 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не требуется подача заявления на лицензирование в случаях: - изменения адреса юридического лица или его наименования; - реорганизации юридического лица в форме преобразования и слияния, - присоединения лицензиата к другому юридическому лицу. Во всех иных случаях требуется подавать заявление на лицензирование посредством ЕПГУ (в связи с прекращением адреса места осуществления образовательной деятельности,с прекращением реализации образовательных программ,при добавлении или исключении филиала).
Кроме Заявления, предоставляются следующие документы: форма Сведений о реализации образовательных программ, копия Санитарно-эпидемиологического заключения, копии правоустанавливающих документов на здание/помещение (Договор или Выписка из ЕГРН). Два последних документа заявитель может представить по собственной инициативе.
Исчерпывающие перечни документов, необходимых для внесения изменений в реестр лицензий по образовательным программам, и форма «Сведения о реализации образовательных программ» размещены на сайте управления по контролю и надзору в сфере образования.
Напоминаю, что оплата государственной пошлины в рамках оказания государственной услуги за предоставление лицензии и внесение изменений в реестр лицензий до конца 2029 года не требуется.
Первым шагом на пути к выходу на лицензирование по внесению изменений в реестр лицензий с намерением реализовывать новую образовательную программу должно быть понимание того направления подготовки, которое будет востребовано обучающимися в дальнейшей жизни Нужно убедиться, что в образовательной организации для реализации новой образовательной программы по профессиональному обучению созданы все условия: имеются оборудованные мастерские и помещения, опытные приусадебные участки иные материальные средства. Подобран соответствующий педагогический персонал, введены ставки мастеров производственного обучения, внесены изменения в штатное расписание, разработаны должностные инструкции педагогических работников.
Второе действие руководителя направлено наанализ выписки из Единого государственного реестра юридических лиц. Выписка ЕГРЮЛтеперь должна содержать новую запись кода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Кроме уже имеющихся ОКВЭДов нужно открыть новый код 85.30 – «Профессиональное обучение». Это будет дополнительный ОКВЭД и тем руководителям, у кого он не открыт необходимо это сделать перед лицензированием новых программ, написав заявление в Федеральную налоговую службу.
Третий содержательный шаг- разработка образовательной программы профессионального обучения. Программу надо принять коллегиальным органом, утвердить и разместить на официальном сайте образовательной организации в подразделе «Образование» специального раздела «Сведения об образовательной организации». О структуре образовательной программы сегодня будет подробно докладывать другой спикер.
Четвертым и пятым шагом является получение двух важных для лицензирования документов – Санитарно-эпидемиологического заключения и Выписки из Единого государственного реестра недвижимости.
Заключение СЭЗ помимо адреса места осуществления образовательной деятельности должно содержать еще и вид образовательной программы, который планируется реализовывать – «профессиональное обучение».
Для получения Заключения СЭЗ первоначально подается заявление в Центр гигиены и эпидемиологии человека. После его получения направляется заявление в Роспотребнадзор и для получения«зеленого»санитарнрно-эпидемиологического заключения, которое является бессрочным(!проверитьвсе данные: адрес и наименование вида программы).
Для актуальных данных, которые заносятся в информационную систему при лицензировании (кадастровый номер здания), нужно подготовить правоустанавливающие документы: либо договор аренды, если он заключен менее, чем на 1 год, либо Выписку из ЕГРН, если собственность находится в оперативном управлении. Получить новую Выписку из ЕГРН «Об основных характеристиках и правах на недвижимое имущество» нужно в Росреестре.
Сейчас не рассматриваетсястарое свидетельство о государственной регистрацииправа собственности, т.к. в нем неактуальный кадастровый №).
Мы настоятельно рекомендуем представить два документа самостоятельно (СЭЗ и Выписку из ЕГРН), что позволит ускорить процесс межведомственного взаимодействия. Если по каким-то причинам АКНДПП даст сбой, так как имея реквизиты данных документов или их копии, то их можно использовать в ходе документарной оценки.
Шестой шаг будет обусловлен тщательной и кропотливой работой при заполнении Формы «Сведения о реализации образовательных программ». На этом этапе мы остановимся практически и используем раздаточный материал.
В настоящее время вместо отдельных справок для заявителей введена единая форма - «Сведения о реализации образовательных программ», которая состоит из 16 пунктов, заполнение которых осуществляется в зависимости от реализуемых (заявленных к реализации) образовательных программ и оснований выхода на лицензирование.
Форма сведений предоставляется отдельно по каждой завяленной к лицензированию образовательной программе. Если информация, указанная в пункте формы «Сведений …», не относится к деятельности образовательной организации, то данный раздел не заполняется и удаляется из формы при сохранении общей нумерации. Форма «Сведений….» подписывается ЭЦП руководителя образовательной организации.
Копии образовательных программ теперь не подгружаются в информационную систему, а указывается только адрес их размещения на официальном сайте образовательной организации (в пункте 16 формы Сведений).
Для программы профессионального обучения обязательно заполнение пункта № 3 Формы «Сведений…» о наличии специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Заполнив все пункты Сведений внимательно читая «подстрочники» и «шапки» таблиц, необходимо перевести документ в Формат ПДФ, подписать прикрепленной усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя образовательной организации. При проверке данных ЭЦП подпись должна содержать ФИО руководителя, а ссылка на программу должна быть «живой» и по одному «клику» обеспечивать переход на подраздел «Образование» специального раздела «Сведения об образовательной организации».
Седьмой шаг – формирование и направление Заявления в лицензирующий орган.
При реализации новых образовательных программ, не указанных в реестре лицензий, в лицензирующий орган (министерство) направляется заявление о внесении изменений в реестр лицензий (в форме электронного документа) посредством использования личного кабинета руководителя образовательной организации на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) - ЕПГУ.
Со страницы № 6 внимательно изучается Инструкция по подаче заявлений в электронном виде посредством ЕПГУ, которая размещена на официальном сайте управления по контролю и надзору в сфере образования – ukn-minobr.nobl.ru.
В Заявлении указывается причина внесения изменений в реестр лицензий – «изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности».
К заявлению прикладываются сведения и документы (копии документов) в электронном виде, перечень которых установлен пунктом 15 Положения о лицензировании.
ВНИМАНИЕ!!! – не подписывать Заявление ЭЦП пока не пройдет проверка документов по электронной почте специалистами Отдела государственных услуг.
Восьмое действие – предварительная проверка документов специалистами Отдела государственных услуг. Черновик НЕподписанного Заявления в формате ПДФ выгружается на рабочий стол компьютера и направляется по электронной почте в Отдел государственных услуг nn.licz@obr.kreml.nnov.ru на проверку.
Девятый шаг – ответ ответственного сотрудника Отдела государственных услуг о правильной подготовке пакета документов. Только убедившись, после общения со специалистами по телефону (8(831) 421-43-13), что все корректировки в документах и «Сведениях…»устранены, можно загружать Заявление с документами на ЕПГУ и подписывать ЭЦП.
Десятый шаг – формирование Заявление на ЕПГУ с актуальным регистрационным номером, «подгрузка» документов (Сведения, СЭЗ, ЕГРН), подписание ЭЦП. Этим действием завершается работа руководителя образовательной организации на Портале Госуслуг. Заявление автоматически поступает в министерство и в течение 5 рабочих дней формируется выписка из реестра лицензий с актуальными данными о новой программе. В выписке из реестра лицензий в таблице появляется новая запись – «профессиональное обучение».
Во избежание технических проблем (например, не дошло Заявление, сбой в информационной системе и др.) требуется позвонить в Отдел государственных услуг с информацией о завершении всех действий на ЕПГУ (заявление ушло в лицензирующий орган).
Напоминаю, что с 1 марта 2022 года предоставление государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности осуществляется по реестровой модели, с точки зрения которой лицензия – специальное разрешение на право осуществления образовательной деятельности, которое подтверждается записью в реестре лицензий.
В связи с внедрением реестровой модели лицензирования образовательной деятельности Рособрнадзором проведена процедура присвоения лицензиям новых регистрационных номеров посредством использования Единого реестра учета лицензий. Бланк лицензии теперь не выдается, а вносится запись в реестр лицензий, который ведется в электронном виде. Выписка из реестра лицензий в форме электронного документа содержит штриховой код, применив который можно войти в сводный реестр лицензий, размещенный на официальном сайте Рособрнадзора.
Выписку из реестра лицензий можно получить на официальном сайте Рособрнадзора, где в соответствующих полях необходимо указать ИНН или ОГРН организации и нажать кнопку «Поиск». Далее появятся результаты поиска, где будет указано о текущем состоянии лицензии.
Для получения выписки необходимо щелкнуть на регистрационный номер лицензии и нажать на кнопку «Скачать реестровую выписку».
Есть и второй путь получения выписки. Она размещена также в личном кабинете организации в информационной системе, обеспечивающей автоматизацию контрольно-надзорной деятельности за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, исполняющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (ИС АКНД ПП).
Войти в личный кабинет ИС АКНД ПП можно через ЕПГУ с помощью Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) или с использованием логина и пароля для входа в личный кабинет ИС АКНД ПП.
Логин и пароль для личного кабинета Управление по контролю и надзору в сфере образования выдавало всем образовательным организациям.
В ИС АКНДПП можно авторизоваться через Портал Госуслуг (у каждого руководителя ОО есть ЭЦП для этого).
Далее необходимо перейти в раздел лицензирование, потом во вкладку «Лицензии» и скачать электронный документ.
Нажав на серую стрелку в поле «Электронный документ» можно перейти на документ «Выписка».
Распечатанную в виде электронного документа Выписку из реестра лицензий необходимо разместить на официальном сайте образовательной организации в подразделе «Образование» специального раздела «Сведения об образовательной организации» вместо бланка лицензии с приложениями.
Выписки из реестра лицензий, полученные как с официального сайта Рособрнадзора, так и в личном кабинете ИС АКНД ПП, имеют равную юридическую силу.