Информация по реализации программ профессионального обучения в общеобразовательных организациях

44

1.    Программы профессионального обучения относятся к основным программам профессионального обучения. Организация и осуществление образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения регламентируется Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ») и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 26 августа 2020 г. № 438 (далее – Порядок № 438).

К основным программам профессионального обучения относятся программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (п. 3 ч. 3 ст. 12 ФЗ «Об образовании в РФ»).

2.    Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если ФЗ «Об образовании в РФ» не установлено иное. (ч. 5 ст. 12 ФЗ «Об образовании в РФ). Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования (ч. 1 ст. 73 ФЗ «Об образовании в РФ»).

Общеобразовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения (п. 2 ч. 4 ст. 23, ч. 5, 6 ст. 73 ФЗ «Об образовании в РФ»), но при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по указанным программам (ч. 1 ст. 91 ФЗ «Об образовании в РФ»).

3.    К структуре программы профессионального обучения относится: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы (п. 9 ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ»).

4.    Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием (при наличии) присваиваемых по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификационных разрядов, классов, категорий утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 14 июля 2023 г. № 534. Кроме этого необходимо учитывать приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. № 515 (Методические рекомендации по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности).

5.    Конкретные программы профессионального обучения разрабатываются и утверждаются на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (ч. 8 ст. 73 ФЗ «Об образовании в РФ»).

Иное которое указано в законодательстве об образовании относится, например, к примерным программам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий, которые утверждены приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. № 808.

При осуществлении профессионального обучения необходимо учитывать требования охраны труда, в том числе перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет (постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 163).

6.    Продолжительность обучения по профессиональному обучению определяется конкретной программой профессионального обучения (ч. 8 ст. 73 ФЗ «Об образовании в РФ»).

7.    В соответствии с требованиями ст. 29 ФЗ «Об образовании в РФ» информация и документы по реализации программ профессионального обучения размещаются на официальном сайте образовательной организации. Новые Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации утверждены приказом Рособрнадзора от 4 августа 2023 г. № 1493 (вступают в силу с 1 сентября 2024 г.

8.    При организации обучения по программам профессионального образования должен осуществляться текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация и итоговая аттестация обучающихся (п. 10 ч. 3 ст. 28, ст. 58, ст. 74 ФЗ «Об образовании в РФ».

Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена (ч. 1 ст. 74 ФЗ «Об образовании в РФ»).

Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений (ч. 3 ст. 74 ФЗ «Об образовании в РФ»).

9.    По результатам профессионального обучения выдается документ о квалификации – свидетельство о профессии рабочего, должности служащего (п. 2 ч. 10 ст. 60 ФЗ «Об образовании в РФ», п. 19 Порядка № 438).

Квалификация, указываемая в свидетельстве о профессии рабочего, должности служащего, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (ч. 11 ст. 60 ФЗ «Об образовании в РФ», п. 20 Порядка № 438).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно устанавливают образцы выдаваемого свидетельства о профессии рабочего, должности служащего, и определяют порядок их заполнения и выдачи. При определении порядка заполнения, учета и выдачи свидетельства о профессии рабочего, должности служащего в нем также предусматривается порядок заполнения, учета и выдачи дубликата указанного свидетельства (ч. 3 ст. 60 ФЗ «Об образовании в РФ», п. 21 Порядка № 438).

10.              Документы о квалификации, выдаваемые по результатам профессионального обучения, должны заноситься в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (далее – ФИС ФРДО) (ч. 9 ст. 98 ФЗ «Об образовании в РФ», Правила формирования и ведения ФИС ФРДО, утвержденные постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 825).

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть основной программы профессионального обучения и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ч. 12 ст. 60 ФЗ «Об образовании в РФ», п. 22 Порядка № 438).