ОБ ОТНЕСЕНИИ ОБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПО МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, К КАТЕГОРИЯМ РИСКА ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования.
Объекты государственного контроля (надзора) подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
I. Критерием тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований с отнесением к низкой категории риска является:
1) деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - контролируемые лица), по реализации одной или нескольких основных образовательных программ и (или) дополнительных образовательных программ, а также образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций (далее - образовательная деятельность контролируемых лиц).
II. Критериями несоблюдения обязательных требований с отнесением к средней категории риска являются:
2) образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии обращения (жалобы, заявления), признанного обоснованным по результатам рассмотрения в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки или органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору), от физических и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, средств массовой информации, о фактах нарушения контролируемым лицом обязательных требований в течение календарного года, предшествующего дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска;
3) образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания контролируемому лицу за совершение административного правонарушения в сфере образования, предусмотренного одной или несколькими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: статьей 5.57, статьей 9.13, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20 и 19.30, статьей 19.30.2 (в части сведений о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении) в период 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска;
3(1) образовательная деятельность контролируемых лиц при несоблюдении показателей аккредитационного мониторинга, выявленном по результатам аккредитационного мониторинга, в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска;
3(2) образовательная деятельность контролируемых лиц при несоблюдении 75 процентов и более показателей мониторинга системы образования, выявленном по результатам проводимого контрольным (надзорным) органом в сфере образования мониторинга системы образования, в течение 2 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска
III. Критерием несоблюдения обязательных требований с отнесением к высокой категории риска является
образовательная деятельность контролируемых лиц при одновременном наличии двух и более критериев вероятности несоблюдения обязательных требований, указанных выше в пунктах 2 - 3(2).
Ежегодно управлением по контролю и надзору в сфере образования осуществляется отнесение контролируемого лица к одной из категорий риска на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска.
В случае поступления от контролируемого лица в Министерство сведений о соответствии объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования критериям отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска иной категории риска Министерство в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных сведений принимает решение об изменении категории риска такого объекта.
Виды, периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, периодичность проведения обязательных профилактических визитов в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска, устанавливаются соразмерно рискам причинения вреда (ущерба).
Пунктом 63 постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 997 (ред. от 24.07.2025) "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования" установлено, что в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к категории высокого риска, проводятся одно плановое контрольное (надзорное) мероприятие в 2 года либо один обязательный профилактический визит в год.
Пунктом 64 постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 997 (ред. от 24.07.2025) "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования" установлено - в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к категориям среднего и низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.